Отчет о реализации образовательного проекта «Зелёные школы»

Дата: 24 апреля 2016 в 13:29, Обновлено 18 ноября 2019 в 12:05

План работы по реализации проекта «Зелёная школа»

на 2018/2019 учебный год

п/п

Задание

 Биоразнообразие

1

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на природной территории (пойма р. Свирка, луговая растительность).

Составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения.

2

Организация наблюдения за животными на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

Составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения.

3

Изучение видового разнообразия воробьинообразных на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

Составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения.

4

Составление фотоколлажей по теме «Растительное биоразнообразие»

Составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения.

5

Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий по биологии в 7 классе по теме «Папоротники». Создание фотокаталога растений.

Составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения.

Задание 1. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на природной территории

С 05.06 по 10.06.2019 года было проведено изучение  разнообразия дикорастущих травянистых растений на природной территории

В задачи входило:

1. Методы и правила сбора и гербаризации растений;

2. Сбор гербария;

3. Выполнение индивидуального задания.

Выполнение экскурсии 1. Растения луга.

Задачи экскурсии:

  • знакомство с луговой растительностью территории, закономерностями их размещения;
  • сбор растений для гербаризации и определения;
  • наблюдения над биологическими и экологическими особенностями луговых видов растений.

Место исследования: пойменный луг реки Свирка.

  • 23/05/2019

Время исследования: 9.00-11.00.

Погодные условия: темп. – +19°С; без ос.; вл. – 59%.

Возрастная категория участников – 8-10 классы.

Объектом данного исследования являются луговая травянистая растительность, произрастающая в бассейне реки Свирка.

Средняя температура июля является самой высокой в Беларуси и достигает +23°С. Абсолютные максимумы температур летом достигают +35+38°С. Средняя температура января – -14°С. Абсолютные минимумы температур зимой достигают – 25-29°С.

Теплый период ежегодно наступает 21–26 марта, завершается 15–20 ноября. Вегетация начинается 8–12 апреля и завершается 20–26 октября. Весенние заморозки прекращаются в период между 26 апреля и 2 мая, осенние начинаются 3–5 октября.

В среднем за год выпадает 500–550 мм осадков. Испаряемость по отношению к количеству атмосферных осадков бывает выше в мае и июне.

Устойчивый снежный покров устанавливается 18–24 декабря, сходит 8–16 марта. Полностью почва оттаивает к 28–30 марта.

Материалом для написания отчета послужили наблюдения в ходе экскурсий в течение вегетационного периода с 05.06 по 10.06.2019 г.

Сбор растений проводился в соответствии с Программой флористических исследований.

Планирование сети маршрутов проводилось с учетом ландшафтно-геоморфологических единиц района исследований: бассейн реки Свирка. Район исследований пересекался продольными и поперечными маршрутами. Маршруты по склонам пересекали их как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, склоны траверсировались.

Ниже приведены результаты исследований, полученные нами на территории бассейна реки Свирка.

В травостое сеяного луга представлены 3 хозяйственно-ботанические группы, которые имеют неравноценную хозяйственную значимость. Из них наиболее многочисленна по количеству представленных видов группа Разнотравья. Однако, по массе представленных видов в травостое луга преобладали растения групп Злаковых и Бобовых, которые обладают высоким уровнем кормовой и питательной ценности.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что основная работа по коррекции видового состава луга бассейна реки Свирка должна быть ориентирована на уменьшение содержания в нем балластных видов и включение в травосмеси ценных в питательном и кормовом отношении видов растений.

Задание 2. Организация наблюдения за животными на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

С 05.09 по 20.09.2019 года проводилось  наблюдение за животными на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

Основные цели работы по наблюдению за поведением животного состоят:

  • в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений наблюдать;
  • в формировании представлений о поведении животных;
  • в получении и совершенствовании практических навыков в описании, протоколировании и интерпретации внешне наблюдаемой деятельности, психических состояний животных.

Перед проведением домашней работы в форме наблюдения за поведением животных проводится изучение методики наблюдений, когда разбираются особенности регистрации поведения животных, форма анализа и интерпретации полученных результатов.

Во время выполнения работы нами использовался метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).

Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного.

Наблюдение проводилось за животными в течение 10 минут за каждым. Условия начала заполнения протокола наблюдения – наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного.

Место наблюдения: д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

Возрастная категория участников наблюдений: 5-7 класс.

Данные о наблюдениях за животным мы внесли в таблицы 1-3. Мы постарались провести наблюдение за животными одних систематических групп, обитающих в одной экологической среде, что позволит нам выявить типичные признаки для птиц рассматриваемой территории.

Таблица 1 – Индивидуальные особенности Сизого голубя, Columba livia

Дата наблюдения

15.09.2019

Условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки)

Ясно, температура +15°С, накануне ночью прошел слабый дождь, потому асфальт мокрый, в тротуарных проломах скопилась вода, у обочин трава мокрая. Штиль.

Название животного

Домен: Эукариоты, Eukaryota

Царство: Животные, Metazoa

Тип: Хордовые, Chordata

Класс: Птицы, Aves

Отряд: Голубеобразные, Columbiformes Latham,1790

Семейство:   Голубиные, Columbidae

Род: Голуби, Columba

Вид: Сизый голубь, Columba livia

Время проведения наблюдения

12.00-12.10

Цвет

Окраска темно-серая, крылья снаружи заметно светлее, с двумя темными полосами ближе к их концам, маховые перья темные, в цвет тела. Поясница и подкрылья белого цвета, хвост немного светлее тела, с темной каймой на конце и белыми краями наружных рулевых перьев. Клюв темно-серый, лапы красные или темно-розовые.

Размер

Птица достаточно крупная, размером с хищного коршуна, или небольшую перепелку.

Форма

Голова голубя небольшая, округлой формы, с вытянутым вперед довольно длинным и тонким клювом, одетым роговым чехлом.

Голова голубя сидит на подвижной шее, позволяющей птице не только ловко собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить клювом перья брюшка, крыльев, спины и хвоста. Тело продолговатое.

Голос и другие звуковые характеристики

Воркование: раскатистое, глухое урчание, напоминает мурлыканье кошки. При приближении человека или иного животного голубь издавал короткий крик «о-ррр».

Пища

Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Даже с удовольствием поедал крошки белого хлеба, разбросанные ранее кем-то из прохожих. Во время наблюдения голубь пил воду из небольшой лужи, запрокидывая при этом голову.

Период активности

Голуби ведут строго дневной образ жизни, потому мы смогли наблюдать не одно животное. Обычно голуби собираются стаями. В нашем случае в стае было 5 голубей.

Жилище

Синантропные популяции, такие как наша, селятся на нишах и в углублениях каменных (место наблюдения: проходная завода «Гомсельмаш») и деревянных построек (100 м. от места наблюдений – частный сектор), занимая в первую очередь малодоступные или редко посещаемые человеком места.

Экологические особенности

У голубей, как и других птиц, строение тела и биологические особенности приспособлены к полету. Передние конечности видоизменены в органы полета – крылья. Хорошо развит перьевой покров. У голубей нет зубов, мочевого пузыря, т. е. тех органов, которые могли бы утяжелить птицу при полете. Селезенка, печень, желудок – небольшие по отношению к массе тела. Органы яйцеобразования функционируют только в определенное время, а в период покоя они значительно уменьшаются.

По своей подвижности и способности преодолевать пространство голуби занимают одно из первых мест среди наземных позвоночных, скорость их полета достигает 100 км/ч. Это обусловливает интенсивную работу мускулатуры и значительные затраты энергии. Большинство их принадлежит к оседлым или кочующим птицам, и лишь немногие виды в умеренных широтах совершают правильные перелеты. Их жизнь в стаях основана не на взаимной дружбе, а на выгоде, которую они получают при совместных поисках пищи, воды или охране от врагов.

Проявляет экологические взаимоотношения – симбиоз (комменсализм)

Этологические особенности

Сизый голубь в природе – птица осторожная, стайная. Хорошо ходит и бегает. Полет быстрый, сильный, несколько порывистый. Отдыхают на скалах или постройках, на деревья садится редко. В отличие от других птиц спящий голубь не прячет голову среди перьев, а несколько втягивает ее в плечи. Большую часть своей жизни голуби проводят в местах гнездований. Здесь они ночуют, отдыхают, токую в брачный период, отсюда летают кормиться, на водопой или собирать строительный материал для гнезд.

Характерно:

  • групповая защита;
  • абвивалентное поведение;
  • демонстрации;
  • инстинкт;
  • половое поведение;
  • хоминг.

Таблица 2 – Индивидуальные особенности Домового воробья, Passer domesticus

Дата наблюдения

15.09.2019

Условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки)

Ясно, температура +15°С, накануне ночью прошел слабый дождь, потому асфальт мокрый, в тротуарных проломах скопилась вода, у обочин трава мокрая. Штиль.

Название животного

Домен: Эукариоты, Eukaryota

Царство: Животные, Metazoa

Тип: Хордовые, Chordata

Класс: Птицы, Aves

Отряд: Воробьинообразные, Passeriformes

Семейство: Воробьиные, Passeridae

Род: Настоящие воробьи, Passer

Вид: Домовый воробей, Passer domesticus (Linnaeus, 1758)

Время проведения наблюдения

13.00-13.10

Цвет

Общая окраска оперения – сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Над глазом бледноватая серо-желтая полоса.

Размер

По размерам напоминает крупного птенца куриных, или утиных. Туловище не более 12 см.

Форма

Тело продолговатое, голова несимметрично большая.

Голос и другие звуковые характеристики

Привычный громкий звук «джив-джив», причем наш наблюдаемый объект издавал звуки только в присутствии особей своего вида.

Пища

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Период активности

Воробьи ведут строго дневной образ жизни, потому мы смогли наблюдать не одно животное.

Жилище

Будучи синантропным видом – постоянным сожителем человека, домовый воробей хорошо приспособлен к жизни в обстановке, меняющейся под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Воробья равно можно встретить в сельской и городской местности.

Экологические особенности

Жизнь домовых воробьев не очень длинная: большинство не доживают до 4 лет. У воробьев нет физиологических приспособлений к обитанию в условиях холодного климата (и, тем не менее, мы встречаем их и зимой в нашей местности). Отношение у человека к воробьям, способным приносить как пользу, так и вред, варьирует соответственно от весьма позитивного до негативного.

В летнее время местами, особенно на юге, где воробьи многочисленны, они приносят ощутимый вред созревающим зерновым культурам (хлеба, горох), а также ягодам (вишни, виноград), подсолнечнику и конопле.

Поведение воробьев довольно пластично, и в целом они хорошо приспосабливаются к жизни в современных населенных пунктах. Отдельные птицы залетают и в подземные переходы, и даже на станции метро, которые расположены близко от поверхности земли.

Этологические особенности

Характерна чрезмерная подвижность и настороженность: биологические часы, внутренние механизмы отражения действительности, высвобождение, групповая защита, драйв, территориальное поведение.

Таблица 3 – Индивидуальные особенности Серой вороны, Corvus cornix

Дата наблюдения

15.09.2019

Условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки)

Ясно, температура +15°С, накануне ночью прошел слабый дождь, потому асфальт мокрый, в тротуарных проломах скопилась вода, у обочин трава мокрая. Штиль.

Название животного

Домен: Эукариоты, Eukaryota

Царство: Животные, Metazoa

Тип: Хордовые, Chordata

Класс: Птицы, Aves

Отряд: Воробьинообразные, Passeriformes

Семейство: Врановые, Corvidae

Род: Вороны, Corvus

Вид: Серая ворона, Corvus cornix

Время проведения наблюдения

13.30-13.40

Цвет

Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост черные со слабым металлическим блеском. Радужка темная, клюв и ноги черные..

Размер

Несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый по коньку клюв.

Форма

Тело продолговатое, голова плавно переходит в туловище, ее форма не просматривается.

Голос и другие звуковые характеристики

разные модификации карканья, наиболее частый сигнал – хриплое «карр» с закрытым звуком в конце

Пища

Питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей – семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. В данном случае, мы наблюдали ворону посреди пустыря, рядом с которым расположены мусорные баки.

Период активности

Воробьи ведут строго дневной образ жизни, потому мы смогли наблюдать не одно животное.

Жилище

Будучи синантропным видом – постоянным сожителем человека

К гнездованию вороны приступают рано. С появлением первых проталин они покидают зимовки, разлетаются к местам гнездования и начинают строить гнезда. Устраивают их в кронах деревьев. В нашей местности – это оседлый вид.

Экологические особенности

Серая ворона представляет собой серьезную экологическую проблему, особенно для лесопарковых зон и охотничьего хозяйства. Серая ворона – одна из главных причин гибели яиц различных птиц, особенно уток. Учеными доказано, что при высокой численности серых ворон, ими уничтожается большая часть кладок птиц. Они переживают самое трудное время – зиму – за счет человека, кормясь на свалках, а летом, возвращаясь в естественные местообитания, истребляют массу птичьих яиц и птенцов, заклевывают мелких млекопитающих и их детенышей. Серая ворона – хищник.

Этологические особенности

Ворона прекрасно различает и соответственно реагирует на просто прогуливающегося человека и на охотника с ружьём. Также вороны способны проявлять смекалку, например запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости или скидывать с большой высоты орехи.

Несмотря на небольшие размеры вороны бесстрашно защищают своих птенцов. Если птенец выпадает из гнезда – лучше не пытаться взять его в руки – вороны сразу же начинают кричать, привлекая сородичей, собираются в большом количестве и атакуют незванного гостя будь то кошка, собака или человек. Во время атаки стараются подлетать сзади, клевать в голову или глаза. Вороны запоминают обидчика и при следующем его появлении обязательно поднимут крик и шум.

Таким образом, мы провели наблюдение за птицами д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл. Все виды птиц, за которыми мы вели наблюдение относятся к синантропным, т.е. их основным местом обитания является среда деятельности человека. Они составляют важнейший компонент всех природных экосистем и являются самой заметной группой позвоночных животных на территории населенного пункта. Наличие тех или иных видов и характер их пребывания в городе может служить показателем состояния степени озеленения, санитарного состояния, техногенных нагрузок на экосистему. С реконструкцией застройки в деревне изменяются условия обитания птиц, что отражается на видовом составе и структуре популяций деревенской орнитофауны.

Задание 3. Изучение численности и видового разнообразия воробьинообразных на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

С 10.07 по 20.07.2019 года изучение численности и видового разнообразия воробьинообразных на территории д. Спонды,  Островецкого р-на, Гродненской обл.

Возрастная категория участников исследования: 7-9 классы.

Прежде чем дать характеристику численности воробьинообразных района исследований, следует дать характеристику методик, которые мы применяли в ходе работы.

Так как целью учета является получение репрезентативного материала о сообществах птиц региона (за исключением водоплавающих), маршрут сначала надо запланировать на карте (плане).

Мы выбрали маршрут с северной стороны деревни. Практически весь маршрут пролегает вдоль поймы реки Свирка.

В зависимости от целей проведения исследования в учетный маршрут можно включить либо все характерные биотопы (леса, болота и поля) в таких пропорциях, в каких они представлены в регионе, либо заложить несколько отдельных маршрутов в нескольких модельных биотопах, представляющих наибольший интерес.

Для территории района исследования можно определить 3 биотопа: лесная зона, низкая пойма реки Свирка, деревня Спонды. Общая протяженность маршрута составила более 2,5 км.

Методики маршрутных учетов рассчитаны, в первую очередь, на обследование больших по площади территорий – площадью не менее 1 квадратного километра. При обследовании такого участка учетный маршрут следует проложить по-возможности по прямой (пользуясь, например, квартальными просеками) или слегка извилистой линии (например, по лесной дороге). Можно, при этом, закладывать и кольцевые маршруты, но так, чтобы диаметр кругового маршрута или периметр обследуемого квадрата были не меньше 1,5-2 км.

В лесной местности маршрут удобно планировать по просекам и дорогам, если они достаточно узкие, что не влияет на размещение птиц. Следует избегать пролегания маршрута по границе между двумя разными биотопами (особенно – по опушкам).

Если главная задача учета – контроль за изменением численности птиц (изучение временной динамики численности на постоянном маршруте), то маршрут может проходить и по дорогам, где интенсивность движения транспорта небольшая.

Учет нельзя проводить одновременно с другими работами (например, контролем искусственных гнездовий) – это может вызвать серьезные ошибки при получении данных. Данные исследования мы проводили после подсчетов численности воробьинообразных.

Исследование численности воробьинообразных данным методом проводилось нами ежедневно, в течение одной недели. Время прохождение маршрута – с 5.00 до 8.00. Видовой состав воробьинообразных, встречающихся на территории Беларуси, представлен в Приложении.

Была составлена карта маршрута.

Результаты исследований фиксировались в специальные таблицы (таблица 2.1).

Таблица 1 – Запись регистрации при учете птиц маршрутным методом (для регистрации услышанных и увиденных птиц используются символы)

Маршрут: д. Спонды        

Дата: 10.07.2019-12.07.2019            

Время: 5.00-8.00

Погодные условия: ясно, без осадков, темп. +20°С-+22°С

Биотоп

Длина маршрута

Фиксируемые виды птиц

Общая численность птиц на км

Смешанный лес

560 м

ОС, ПЖ, СВ, БТ, ПВ, ДВ

20

Пойма р. Свирка

1000 м

ОС, ПЖ, СВ, БТ, ПВ, ДВ

16

д. Спонды

270 м

ПВ, ДВ

3

Примечание: ОС – Обыкновенный скворец, ПЖ – Полевой жаворонок, СВ – Серая ворона, БТ – Белая трясогузка, ПВ – Полевой воробей, ДВ – Домовой воробей

Как видно из таблицы 1, наибольшее разнообразие видового состава воробинообразных птиц встречается за чертой поселений человека, т.е. в смешанном лесу и у поймы реки.

Затем по каждому из видов мы делали выборку воробьинообразных исследуемого района по методу точечных учетов и рассчитали плотность населения воробьинообразных (таблица 2). Для расчетов плотности населения птиц (N) каждого вида в особях на 1 квадратный километр территории требуется только калькулятор. Расчет ведется для каждого из встреченных видов в отдельности по формуле: N вида = ((n1 х 40) + (n2 х 10) + (n3 х 3) + n4) / L, где n1 - n4 – число особей, зарегистрированных в полосах обнаружения соответственно 0-25 (близко), 25-100 (недалеко), 100-300 (далеко) и 300-1000 метров (очень далеко); 40, 10, 3 и 1 – пересчетные коэффициенты, а L – учетный километраж (в км).

Таблица 2 – Выборка видов воробьинообразных района исследования по методу точечных учетов (общая численность вида дана в расчете на неделю исследований)

Вид

Экологический статус

Биотоп

Общая численность особей вида

Плотность населения воробьинообразных

N

Смешанный лес

(за один день)

Пойма

р. Свирка

(за один день)

д.Споны

(за один день)

Обыкновенный скворец

Sturnus vulgaris (Linnaeus)

Перелетная

:: :: :: :.

:: ..

1440

96

Полевой жаворонок

Alaunda arvensis (Linnaeus)

Перелетная

:: :.

:: ..

1080

13,2

Серая ворона

Corvus corone (Linnaeus)

Оседлая

:: :: :.

:: ..

800

17,6

Белая трясогузка  

Motacilla alba (Linnaeus)

Оседлая

:: :: .

..

460

30,7

Полевой воробей

Passer montanus (Linnaeus)

Оседлая

:: .

:: .. ..

..

266

16,4

Домовой воробей

Passer domesticus (Linnaeus)

Оседлая

:.

:: :.

:: .

163

0,45

По данным таблицы, общая численность воробьиных за весь период исследований составила более 4000 особей. Ежедневно нами фиксировалось более 200 особей. Наибольшей численности достиг такой вид как Обыкновенный скворец Sturnus vulgaris (Linnaeus) и Полевой жаворонок Alaunda arvensis (Linnaeus), причем данные виды не встречаются на территории деревни Споны. Также нами была рассчитана относительная статистическая ошибка оценки плотности населения птиц по формуле: Е(D)=1/√nw (таблица 3).

Таблица 3 – Относительная статистическая ошибка оценки плотности населения воробьинообразных района исследования

Вид

Плотность населения воробьинообразных, N

Е (D),%

Обыкновенный скворец

Sturnus vulgaris (Linnaeus)

96

15

Полевой жаворонок

Alaunda arvensis (Linnaeus)

13,2

10

Серая ворона

Corvus corone (Linnaeus)

17,6

8

Белая трясогузка 

Motacilla alba (Linnaeus)

30,7

7

Полевой воробей

Passer montanus (Linnaeus)

16,4

7

Домовой воробей

Passer domesticus (Linnaeus)

0,45

7

Сравнение точечного и маршрутного учетов, в которое вошли все виды воробьинообразных, а не только имеющие постоянные территории обитания, дало совпадение показателей в половине случаев. В большинстве случаях точечные учеты показали большие результаты. В 2 случаях результаты были больше при маршрутном учете, причем в 10 из них превышение было относительно невелико (в 1,5-2 раза для видов с обилием 1 особь / 10 га и более, до 3-4 раз для видов с обилием 0,2-0,5 особей); в 8 превышение было очень заметно - от 5 до десятков раз. По данным таблицы 2.3 можно сказать, что искажение обилия воробьинообразных района исследования может вызвать, с одной стороны, дистанционный недоучет, который мы при точечных учетах не компенсировали, с другой - завышение обилия при пересчете данных маршрутного учета за счет особей, встреченных на близком расстоянии.

По данным исследований в отдельных биотопах все фиксируемые виды воробьинообразных были распределены по экологическим группам, которые характеризуют особенности расселения птиц в исследуемом регионе (таблица 4, рисунок 2)

Таблица 4 – Экологические группы воробьинообразных района исследования

Экосистемы

Смешанный лес

Пойма р. Свирка

д.Спонды

число

видов

%

число

видов

%

число

видов

%

Околоводные

-

6

11,8

3

6,4

Открытые

пространства

8

29,6

13

25,5

13

27,7

Лесные

10

37,0

25

49,0

22

46,8

Культурный

Ландшафт

9

33,4

7

13,7

9

19,1

Соответственно, воробьинообразные птицы искомой территории были распределены по 4 экологическим группам: птицы околоводного пространства, птицы открытых участков суши, лесные и птицы культурного ландшафта.

Задание 5. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий по биологии в 7 классе по теме «Папоротники». Создание каталога растений

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» учителем биологии в начале 2018/2019 учебного года были разработаны уроки и внеклассные мероприятия по биологии в 7 классе по теме «Папоротники», а также представлен фотокаталог растений.

Методическая разработка урока по теме «Сфагновые мхи. Значение мхов»

В теме урок второй. Дата проведения – 13.01.2019.

Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление следующих основных понятий: ризоиды, антеридии, архегонии, сперматозоиды, яйцеклетка, спорангий, спорофит, гаметофит, сформировать умения и навыки работы с наглядным материалом; изучить внешнее строение сфагнума.

Воспитательная: содействовать в ходе урока эстетическому, экологическому воспитанию.

Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, самостоятельность, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник, растения кукушкина льна с коробочками, сфагнума, таблицы.

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу.

II Актуализация знаний

На предыдущем уроке вы знакомились с темой «Отдел Моховидные. Зелёные мхи». Давайте с вами вспомним:

Из чего состоит тело мха?(Тело мха состоит из стебля и листьев)

С помощью чего мхи удерживаются в почве?(С помощью корнеподобных выростов – ризоидов)

Какие ткани имеют мхи? (механическую, проводящую и покровную, но они примитивны)

Скажите, пожалуйста, почему нельзя допускать развития мхов в садах и огородах? (Мхи формируют густые дерновники, они уменьшают испарение влаги, поэтому почва под ними переувлажняется, ухудшается газообмен почвы, понижается её температура, накапливается влага)

Почему кукушкин лён относится к двудомным растениям? (мужские органы полового размножения развиваются на одних растениях, а женские на других)

Как называются органы полового размножения мхов и что в них образуется (антеридии – мужские, образуются сперматозоиды; архегонии – женские, образуется яйцеклетка)

Обязательным условием для осуществления оплодотворения у мхов является что? (наличие влаги)

Что свидетельствует о принадлежности мхов к высшим споровым растениям (тело состоит из стебля и листьев; у высших растений в циклах развития наблюдается чередование поколений – бесполого (спорофита) и полового (гаметофита), у мха гаметофит – само зелёное растение, а спорофит – коробочка со спорами, в цикле развития гаметофит преобладает над спорофитом.

III Изучение новой темы

Молодцы, с первой частью работы вы справились, а теперь приступим к изучению новой темы.

Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и новую тему! «Сфагновые мхи. Значение мхов». Сфагновые мхи по-другому ещё называются «торфяные, болотные или белые мхи». Сфагновые мхи поселяются в сырых лесах и на болотах, где образуют мягкие подушки беловато-зелёной или красноватой окраски. Высота растений 5-20 см. Распространённый представитель – сфагнум. Растение сфагнума обильно ветвится. Ризоидов у него нет. Тогда возникает вопрос: за счёт чего он удерживается в вертикальном положении? (они образуют куртинки).

На стебле и ветвях находятся мелкие листочки. Они состоят из одного слоя клеток. Если рассмотреть внутреннее строение листа под микроскопом, то видно, что клетки в листьях неодинаковы. Одни узкие и зелёные.

Они богаты хлорофиллом и в них происходит фотосинтез – хлорофиллоносные клетки. Зелёные клетки своими концами соприкасаются друг с другом. Между ними располагаются крупные бесцветные прозрачные водоносные клетки, преимущественно мёртвые. Такие клетки есть и в стебле. В водоносных клетках имеются специальные отверстия – поры. Через них поступает вода с питательными  веществами и перемещается из клетки в клетку. Сфагнум растёт верхушкой. Множество водоносных клеток дает сфагнуму возможность накапливать воды в 30 раз больше собственного тела. Поэтому там, где поселяется сфагнум, начинается быстрое заболачивание территории. Нижние части постепенно отмирают, но при высокой влажности и недостатке кислорода не гниют, а превращаются в торф. К тому же сфагнум выделяет вещества (кислоты), которые препятствуют гниению.

Более подробно о значении мхов нам расскажет Лена. Пожалуйста, выходи к доске и расскажи какое всё – таки значение играют мхи в природе и в жизни человека (сфагнум способен подавлять развитие многих бактерий. В партизанских отрядах во время ВОВ сфагново-марлевые повязки использовались для перевязок раненых. (Как вы думаете, на каких свойствах основано применение сфагновых мхов для изготовления перевязочных материалов, для использования в качестве подстилок для животных? (на высокой влагопоглатительной способности и наличии в их клетках бактерицидных веществ)) Сухой сфагнум хорошо сохраняет тепло. Поэтому птицы вьют из него гнёзда, звери выстилают норы, люди набивают подушки. Используют в качестве подстилки домашним животным. Такая подстилка хорошо впитывает влагу и препятствует развитию микроорганизмов. Отмирая, они обогащают почву органическим веществом, что даёт возможность для роста других растений. Мхи способствуют заболачиванию и превращению пониженных участков в болото. Болота накапливают влагу, из них вытекают ручейки, которые питают реки. Болота – это место обитания многих редких видов животных и растений, на болотах растёт примерно шестая часть лекарственных растений Беларуси. Осушение болот вызывает изменение климата, почв, обеднение растительного и животного мира. Поэтому наиболее значительные по площади болота Беларуси (Ельня, Выгонощанское, Заозерье) превращены в гидрологические (водные), ботанические и клюквенные заказники. На них охраняются ценные ягодные растения (клюква, черника, брусника, голубика) и редкие виды растений, в том числе и мхи. В Красную  книгу РБ занесены сфагнум мягкий, андрея скальная и другие мхи.

IV Выполнение лабораторной работы №2 (приложение Г)

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

1 Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

2 Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

3 Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

4 Нет ризоидов, нижний конец стебля, погружённый в воду, постепенно отмирает.

Давайте сравним кукушкин лён и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика кукушкиного льна и сфагнума

Черты сравнения

Кукушкин лён

Сфагнум

Стебель ветвистый или нет?

Не ветвистый

ветвистый

Какие листья?

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

нет

Окраска растения

Ярко-зелёная

Светло-зелёная (белая)

наличие воздушных клеток

Нет

есть

Расположение мужских и женских органов

Двудомное растение

Однодомное растение

Коробочка, где располагаются споры

Удлинённая

круглая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где в основном растёт?

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

да

Формулирование проблемы. Какими свойствами обладает мох. Факты.

С незапамятных времён мох использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут в колыбели мох, который меняют утром и вечером, благодаря чему ребёнок остаётся в замечательной сухости, удобстве и тепле».

В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей.

Как вы думаете, какими же свойствами обладает мох?

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, мы сейчас продемонстрируем опыты, подготовленные во внеурочное время.

Демонстрация опыта учащимися «Гигроскопичность сфагнума»

«Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды».

Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

Ход работы:

1 Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить её в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

2 Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

Вопросы:

1 Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

2 Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клеток, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Значит вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого мы проведём лабораторную работу. (Рассматривание под микроскопом микропрепаратов листа сфагнума).

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. Обладает гигроскопичностью.

Благодаря воздухоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низких участков.

Мох сфагнум поселяется на почве и, столетиями накапливает влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес (демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки). Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечёт из болота ручеёк, а ручейки соберутся в реки. Итак, сфагновый мох является хранителем лесных рек. Исследователи молодцы!

Разрастаясь плотными дерновинами, сфагнум вызывает заболачивание почв.

«Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция».

Цели:

Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Ход работы.

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растёртого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворён мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растёт сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв

VII Домашнее задание: учитель записывает на доске: § 39.

VIII Рефлексия.

Учитель.

Итак, пора подвести итог нашей работы.

Вернёмся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились?

Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

Достигнуты ли цели исследования? Попробуй устно оценить работу групп. Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?

Методическая разработка урока по теме «Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля»

В теме урок последний. Дата проведения – 24.01.2019.

Цели:

Образовательная: содействовать получению знаний по теме «Разнообразие и значение папоротников», а также формированию умений работать с гербарием на уроке.

Развивающая: способствовать развитию умения выделить в ходе урока главное (формирование умения работать с натуральными объектами, умения сравнивать, обобщать).

Воспитывающая: содействовать формированию мировоззренческих идей, познавательности мира.

Тип урока: обобщающий.

Методы: словесный метод, наглядный метод, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: гербарий папоротников (приложение Ж), мхов, хвощей, плаунов, таблица с изображением папоротников, сообщения.

Ход урока:

I Организационный момент.

  • Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал. 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования).

Учитель в журнале отмечает отсутствующих.

  • Посмотрите на картинки. Что их объединяет? Как только догадаетесь – тихо сядете (высшие споровые растения).

II Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами изучили разнообразие мхов. Дали общую характеристику зеленых мхов как высших споровых растений, а также изучили размножение и развитие мхов. Давайте вспомним изученный нами материал.

  1. Как называется раздел ботаники изучающий моховидные? (бриология).
  2. Сколько в мире насчитывается мохообразных? (22-27 тыс.видов).
  3. Функцию корней у мхов выполняют? (ризоиды).
  4. Что такое ризоиды? (это тонкие нитевидные выросты наружной оболочки).
  5. На какие 2 вида по наличию листа и стебля делятся моховидные? (листостебельные, нелистостебельные).
  6. К зеленым мхам относится? (кукушкин лен).
  7. К торфяным мхам относится? (сфагнум).
  8. Какой мох является двудомным растением? (зеленый мох).
  9. Каким путем размножаются мхи? Охарактеризуйте их. (половым и бесполым).
  10. Как птицы используют мхи? (в качестве гнездового материала).
  11. Где произрастает больше всего сфагнума и кукушкина льна? (на заболоченных лесных участках, на участках с избыточным увлажнением).
  12. Возможно ли оплодотворение у моховидных вне воды? (нет).

III Сообщение темы и целей урока.

  • Тема сегодняшнего урока «Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля». Запишите число и тему урока.
  • Как вы думаете. О чем пойдет речь на уроке?

IV Объяснение нового материала.

К папоротникообразным относят 3 отдела растений. Это папоротники, хвощи и плауны. Все споровые имеют единого предка, а именно первых наземных растений – псилофитов. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с папоротниками. По сравнению с мхами эти растения более совершенны. Одно из главных отличий от мхов это сосуды, это первые растения у которых появилась проводящая система. Мхи не имели ни проводящих тканей, ни корней, только ризоиды, стебли и листья. У папоротников впервые формируются корни или корневища. Древние папоротники были гигантскими деревьями, которым корни были просто необходимы. Для чего?

Древовидные папоротники и сегодня растут в Австралии и Новой Зеландии. Это так называемые реликтовые леса (древние случайно выжившие). Папоротникообразные являются многолетними травами.

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаённым растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание.

Большинство из них имеет сильно рассеченные листья, часто очень крупных размеров. Но встречаются папоротники и с цельными листьями. Корни у папоротников придаточные, они развиваются из стебля и оснований листьев. Стебли папоротников разнообразны по своему строению.

Прямостоячий стебель древовидных папоротников, несущий на верхушке крону листьев, называют стволом. Ползучий или вьющийся стебель называют корневищем (на столах гербарий, ученики рассматривают и находят коричневые бугорки). Корневище может быть довольно длинным (у вьющихся форм) или, наоборот, очень коротким и клубневидным.

Современные папоротники – представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.

  • Куда занесены все редкие и исчезающие виды растений? (в Красную Книгу).
  • В Красную Книгу Беларуси внесены такие папоротникообразные, как: Орляк обыкновенный – Pteridium aquilinum. Kuhn. и Папоротник мужской (Щитовник Мужской) – Dryopteris filix-max Schett.

Как вы думаете, почему многие виды исчезают?

Многие из вас, вероятно, видели красивые перистые листья папоротника, но никто никогда не видел его цветков.

  • А как же цветет папоротник?

Учащиеся рассматривают гербарии.

Далее учащийся, которому было дано опережающее задание, делает сообщение о щитовнике мужском, его полезных свойствах.

Физкультминутка:

«Мы как папоротники в лесу, шелестим листвою

Сбросим мы с себя росу землю всю укроем».

Самостоятельная работа с учебником: учащиеся просматривают текст учебника, делают пометки в тетрадях.

  • Все папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад. Это были крупные древовидные растения. В то время на Земле господствовал теплый влажный климат. Папоротникообразные образовывали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Густые тропические леса, где росло множество папоротников, образовали огромные массы органического вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом, что создавало условие для развития наземных животных. Одновременно буйно разросшиеся папоротники сами отмирали, образовывая перегной почвы. Но не все погибшие растения перегнивали. Некоторые падали в воду, пропитывались там  минеральными солями и окаменевали. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля. И сейчас в нем нередко находят окаменелые стволы некогда живших папоротникообразных, отпечатки их листьев, и даже споры. Так залежи каменного угля «рассказывают» нам о растениях и животных, живших сотни миллионов лет назад.
  • Как вы думаете, какое значение имеет каменный уголь для человека? (Каменный уголь – топливо, дающее много тепла. Является сырьем для химической промышленности. Из него вырабатывают пластмассы, асфальт, мыло, смолы и др.)

V Закрепление.

  1. Папоротники произошли от потомков псилофитов и представляют собой одну из древних групп высших растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более 10 тыс. видов. В жизненном цикле чередуются бесполое (спорофит) и половое (гаметофит) поколения. Употребляют в пищу. Применяют в медицине, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как декоративное растение. Образуют залежи каменного угля.
  2. Соотнесите изображения папоротников с их названиями.
  3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
  • У папоротников появились корни.
  • У папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань.
  • В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.
  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

Папоротники – древние споровые растения.

Из споры у них развивается заросток.

Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

Папоротники цветут один раз в году.

Папоротники растут только в тропических лесах.

Они закрепляются в почве только корневищами.

В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое оплодотворение.

Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами.

Для оплодотворения папоротников необходима вода.

После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток.

После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

VI Домашнее задание.

Учитель записывает на доске: §42, вопросы 1-6 на стр.130.

VII Рефлексия

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

VIII Подведение итогов и выставление оценок.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.