Задание №4 (уроки)

Дата: 18 ноября 2019 в 13:27

Задание 4. Разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий по биологии в 7 классе по теме «Папоротники». Создание каталога растений

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» учителем биологии в начале 2018/2019 учебного года были разработаны уроки и внеклассные мероприятия по биологии в 7 классе по теме «Папоротники», а также представлен фотокаталог растений.

Методическая разработка урока по теме «Сфагновые мхи. Значение мхов»

В теме урок второй. Дата проведения – 13.01.2019.

Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление следующих основных понятий: ризоиды, антеридии, архегонии, сперматозоиды, яйцеклетка, спорангий, спорофит, гаметофит, сформировать умения и навыки работы с наглядным материалом; изучить внешнее строение сфагнума.

Воспитательная: содействовать в ходе урока эстетическому, экологическому воспитанию.

Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, самостоятельность, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник, растения кукушкина льна с коробочками, сфагнума, таблицы.

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте ребята! Рада видеть вас и надеюсь на продуктивную работу.

II Актуализация знаний

На предыдущем уроке вы знакомились с темой «Отдел Моховидные. Зелёные мхи». Давайте с вами вспомним:

Из чего состоит тело мха?(Тело мха состоит из стебля и листьев)

С помощью чего мхи удерживаются в почве?(С помощью корнеподобных выростов – ризоидов)

Какие ткани имеют мхи? (механическую, проводящую и покровную, но они примитивны)

Скажите, пожалуйста, почему нельзя допускать развития мхов в садах и огородах? (Мхи формируют густые дерновники, они уменьшают испарение влаги, поэтому почва под ними переувлажняется, ухудшается газообмен почвы, понижается её температура, накапливается влага)

Почему кукушкин лён относится к двудомным растениям? (мужские органы полового размножения развиваются на одних растениях, а женские на других)

Как называются органы полового размножения мхов и что в них образуется (антеридии – мужские, образуются сперматозоиды; архегонии – женские, образуется яйцеклетка)

Обязательным условием для осуществления оплодотворения у мхов является что? (наличие влаги)

Что свидетельствует о принадлежности мхов к высшим споровым растениям (тело состоит из стебля и листьев; у высших растений в циклах развития наблюдается чередование поколений – бесполого (спорофита) и полового (гаметофита), у мха гаметофит – само зелёное растение, а спорофит – коробочка со спорами, в цикле развития гаметофит преобладает над спорофитом.

III Изучение новой темы

Молодцы, с первой частью работы вы справились, а теперь приступим к изучению новой темы.

Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и новую тему! «Сфагновые мхи. Значение мхов». Сфагновые мхи по-другому ещё называются «торфяные, болотные или белые мхи». Сфагновые мхи поселяются в сырых лесах и на болотах, где образуют мягкие подушки беловато-зелёной или красноватой окраски. Высота растений 5-20 см. Распространённый представитель – сфагнум. Растение сфагнума обильно ветвится. Ризоидов у него нет. Тогда возникает вопрос: за счёт чего он удерживается в вертикальном положении? (они образуют куртинки).

На стебле и ветвях находятся мелкие листочки. Они состоят из одного слоя клеток. Если рассмотреть внутреннее строение листа под микроскопом, то видно, что клетки в листьях неодинаковы. Одни узкие и зелёные.

Они богаты хлорофиллом и в них происходит фотосинтез – хлорофиллоносные клетки. Зелёные клетки своими концами соприкасаются друг с другом. Между ними располагаются крупные бесцветные прозрачныеводоносные клетки, преимущественно мёртвые. Такие клетки есть и в стебле. В водоносных клетках имеются специальные отверстия – поры. Через них поступает вода с питательными  веществами и перемещается из клетки в клетку. Сфагнум растёт верхушкой. Множество водоносных клеток дает сфагнуму возможность накапливать воды в 30 раз больше собственного тела. Поэтому там, где поселяется сфагнум, начинается быстрое заболачивание территории. Нижние части постепенно отмирают, но при высокой влажности и недостатке кислорода не гниют, а превращаются в торф. К тому же сфагнум выделяет вещества (кислоты), которые препятствуют гниению.

Более подробно о значении мхов нам расскажет Лена. Пожалуйста, выходи к доске и расскажи какое всё – таки значение играют мхи в природе и в жизни человека (сфагнум способен подавлять развитие многих бактерий. В партизанских отрядах во время ВОВ сфагново-марлевые повязки использовались для перевязок раненых. (Как вы думаете, на каких свойствах основано применение сфагновых мхов для изготовления перевязочных материалов, для использования в качестве подстилок для животных? (на высокой влагопоглатительной способности и наличии в их клетках бактерицидных веществ)) Сухой сфагнум хорошо сохраняет тепло. Поэтому птицы вьют из него гнёзда, звери выстилают норы, люди набивают подушки. Используют в качестве подстилки домашним животным. Такая подстилка хорошо впитывает влагу и препятствует развитию микроорганизмов. Отмирая, они обогащают почву органическим веществом, что даёт возможность для роста других растений. Мхи способствуют заболачиванию и превращению пониженных участков в болото. Болота накапливают влагу, из них вытекают ручейки, которые питают реки. Болота – это место обитания многих редких видов животных и растений, на болотах растёт примерно шестая часть лекарственных растений Беларуси. Осушение болот вызывает изменение климата, почв, обеднение растительного и животного мира. Поэтому наиболее значительные по площади болота Беларуси (Ельня, Выгонощанское, Заозерье) превращены в гидрологические (водные), ботанические и клюквенные заказники. На них охраняются ценные ягодные растения (клюква, черника, брусника, голубика) и редкие виды растений, в том числе и мхи. В Красную  книгу РБ занесены сфагнум мягкий, андрея скальная и другие мхи.

IV Выполнение лабораторной работы №2 (приложение Г)

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

1 Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

2 Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

3 Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

4 Нет ризоидов, нижний конец стебля, погружённый в воду, постепенно отмирает.

Давайте сравним кукушкин лён и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика кукушкиного льна и сфагнума

Черты сравнения

Кукушкин лён

Сфагнум

Стебель ветвистый или нет?

Не ветвистый

ветвистый

Какие листья?

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

нет

Окраска растения

Ярко-зелёная

Светло-зелёная (белая)

наличие воздушных клеток

Нет

есть

Расположение мужских и женских органов

Двудомное растение

Однодомное растение

Коробочка, где располагаются споры

Удлинённая

круглая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где в основном растёт?

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

да

Формулирование проблемы. Какими свойствами обладает мох. Факты.

С незапамятных времён мох использовался в народной медицине и быту народов Севера. По свидетельству древнего автора, «лапландские матери кладут в колыбели мох, который меняют утром и вечером, благодаря чему ребёнок остаётся в замечательной сухости, удобстве и тепле».

В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей.

Как вы думаете, какими же свойствами обладает мох?

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, мы сейчас продемонстрируем опыты, подготовленные во внеурочное время.

Демонстрация опыта учащимися «Гигроскопичность сфагнума»

«Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды».

Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

Ход работы:

1 Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить её в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

2 Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

Вопросы:

1 Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

2 Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клеток, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Значит вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого мы проведём лабораторную работу. (Рассматривание под микроскопом микропрепаратов листа сфагнума).

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. Обладает гигроскопичностью.

Благодаря воздухоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низких участков.

Мох сфагнум поселяется на почве и, столетиями накапливает влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес (демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки). Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечёт из болота ручеёк, а ручейки соберутся в реки. Итак, сфагновый мох является хранителем лесных рек. Исследователи молодцы!

Разрастаясь плотными дерновинами, сфагнум вызывает заболачивание почв.

«Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция».

Цели:

Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Ход работы.

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растёртого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворён мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растёт сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв

VII Домашнее задание: учитель записывает на доске: § 39.

VIII Рефлексия.

Учитель.

Итак, пора подвести итог нашей работы.

Вернёмся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились?

Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

Достигнуты ли цели исследования? Попробуй устно оценить работу групп. Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?

Методическая разработка урока по теме «Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля»

В теме урок последний. Дата проведения – 24.01.2019.

Цели:

Образовательная: содействовать получению знаний по теме «Разнообразие и значение папоротников», а также формированию умений работать с гербарием на уроке.

Развивающая: способствовать развитию умения выделить в ходе урока главное (формирование умения работать с натуральными объектами, умения сравнивать, обобщать).

Воспитывающая: содействовать формированию мировоззренческих идей, познавательности мира.

Тип урока: обобщающий.

Методы: словесный метод, наглядный метод, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: гербарий папоротников (приложение Ж), мхов, хвощей, плаунов, таблица с изображением папоротников, сообщения.

Ход урока:

I Организационный момент.

  • Здравствуйте! Проверяем готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал. 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (наличие всего оборудования).

Учитель в журнале отмечает отсутствующих.

  • Посмотрите на картинки. Что их объединяет? Как только догадаетесь – тихо сядете (высшие споровые растения).

II Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами изучили разнообразие мхов. Дали общую характеристику зеленых мхов как высших споровых растений, а также изучили размножение и развитие мхов. Давайте вспомним изученный нами материал.

  1. Как называется раздел ботаники изучающий моховидные? (бриология).
  2. Сколько в мире насчитывается мохообразных? (22-27 тыс.видов).
  3. Функцию корней у мхов выполняют? (ризоиды).
  4. Что такое ризоиды? (это тонкие нитевидные выросты наружной оболочки).
  5. На какие 2 вида по наличию листа и стебля делятся моховидные? (листостебельные, нелистостебельные).
  6. К зеленым мхам относится? (кукушкин лен).
  7. К торфяным мхам относится? (сфагнум).
  8. Какой мох является двудомным растением? (зеленый мох).
  9. Каким путем размножаются мхи? Охарактеризуйте их. (половым и бесполым).
  10. Как птицы используют мхи? (в качестве гнездового материала).
  11. Где произрастает больше всего сфагнума и кукушкина льна? (на заболоченных лесных участках, на участках с избыточным увлажнением).
  12. Возможно ли оплодотворение у моховидных вне воды? (нет).

III Сообщение темы и целей урока.

  • Тема сегодняшнего урока «Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля». Запишите число и тему урока.
  • Как вы думаете. О чем пойдет речь на уроке?

IV Объяснение нового материала.

К папоротникообразным относят 3 отдела растений. Это папоротники, хвощи и плауны. Все споровые имеют единого предка, а именно первых наземных растений – псилофитов. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с папоротниками. По сравнению с мхами эти растения более совершенны. Одно из главных отличий от мхов это сосуды, это первые растения у которых появилась проводящая система. Мхи не имели ни проводящих тканей, ни корней, только ризоиды, стебли и листья. У папоротников впервые формируются корни или корневища. Древние папоротники были гигантскими деревьями, которым корни были просто необходимы. Для чего?

Древовидные папоротники и сегодня растут в Австралии и Новой Зеландии. Это так называемыереликтовые леса (древние случайно выжившие). Папоротникообразные являются многолетними травами.

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаённым растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранил в себе какое-то тайное знание.

Большинство из них имеет сильно рассеченные листья, часто очень крупных размеров. Но встречаются папоротники и с цельными листьями. Корни у папоротников придаточные, они развиваются из стебля и оснований листьев. Стебли папоротников разнообразны по своему строению.

Прямостоячий стебель древовидных папоротников, несущий на верхушке крону листьев, называют стволом.Ползучий или вьющийся стебель называют корневищем (на столах гербарий, ученики рассматривают и находят коричневые бугорки). Корневище может быть довольно длинным (у вьющихся форм) или, наоборот, очень коротким и клубневидным.

Современные папоротники – представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.

  • Куда занесены все редкие и исчезающие виды растений? (в Красную Книгу).
  • В Красную Книгу Беларуси внесены такие папоротникообразные, как: Орляк обыкновенный – Pteridium aquilinum. Kuhn. и Папоротник мужской (Щитовник Мужской) – Dryopteris filix-max Schett.

Как вы думаете, почему многие виды исчезают?

Многие из вас, вероятно, видели красивые перистые листья папоротника, но никто никогда не видел его цветков.

  • А как же цветет папоротник?

Учащиеся рассматривают гербарии.

Далее учащийся, которому было дано опережающее задание, делает сообщение о щитовнике мужском, его полезных свойствах.

Физкультминутка:

«Мы как папоротники в лесу, шелестим листвою

Сбросим мы с себя росу землю всю укроем».

Самостоятельная работа с учебником: учащиеся просматривают текст учебника, делают пометки в тетрадях.

  • Все папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад. Это были крупные древовидные растения. В то время на Земле господствовал теплый влажный климат. Папоротникообразные образовывали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Густые тропические леса, где росло множество папоротников, образовали огромные массы органического вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом, что создавало условие для развития наземных животных. Одновременно буйно разросшиеся папоротники сами отмирали, образовывая перегной почвы. Но не все погибшие растения перегнивали. Некоторые падали в воду, пропитывались там  минеральными солями и окаменевали. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля. И сейчас в нем нередко находят окаменелые стволы некогда живших папоротникообразных, отпечатки их листьев, и даже споры. Так залежи каменного угля «рассказывают» нам о растениях и животных, живших сотни миллионов лет назад.
  • Как вы думаете, какое значение имеет каменный уголь для человека? (Каменный уголь – топливо, дающее много тепла. Является сырьем для химической промышленности. Из него вырабатывают пластмассы, асфальт, мыло, смолы и др.)

V Закрепление.

  1. Папоротники произошли от потомков псилофитов и представляют собой одну из древних групп высших растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более 10 тыс. видов. В жизненном цикле чередуются бесполое (спорофит) и половое (гаметофит) поколения. Употребляют в пищу. Применяют в медицине, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как декоративное растение. Образуют залежи каменного угля.
  2. Соотнесите изображения папоротников с их названиями.
  3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
  • У папоротников появились корни.
  • У папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань.
  • В цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.
  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

Папоротники – древние споровые растения.

Из споры у них развивается заросток.

Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

Папоротники цветут один раз в году.

Папоротники растут только в тропических лесах.

Они закрепляются в почве только корневищами.

В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит – бесполое оплодотворение.

Гаметы у папоротников образуются в сорусах со спорами.

Для оплодотворения папоротников необходима вода.

После оплодотворения из зиготы вырастает молодой гаметофит – заросток.

После отмирания заростка развивается новое листостебельное растение.

VI Домашнее задание.

Учитель записывает на доске: §42, вопросы 1-6 на стр.130.

VII Рефлексия

  1. Урок полезен, все понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно все-таки учиться!

VIII Подведение итогов и выставление оценок.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.